Кинестетическое восприятие и язык

В немецком языке есть много понятий с двойным смыслом, например: greifen (хватать) — begreifen (понимать, схватывать), fassen (охватывать, вмещать) — erfassen (овладевать, уяснять), driicken (нажимать) — sich ausdrucken (выражать себя, свои мысли), stehen (стоять) — verstehen (понимать). Все это глаголы движения, в широком смысле относящиеся к мышлению.*

В терапии, ориентированной на восприятие собственного тела, мы нередко ясно осознаем эту связь.

Сначала «взять в руку», «ухватить», потом «понять» и т.д.

Сначала «ощутить», потом «выразить» — с этим нам постоянно приходится сталкиваться в процессе становления речи. Как много детей после занятий со мной вдруг начинали говорить, при этом первым словом, которое слышали их родители, оказывалось слово нога — неудивительно, ведь я так много работаю с кинестетической информацией, передаваемой через ноги. Понятия сначала схватывают, осознают, усваивают и только потом выражают в речи. Для этого нужна организация пространства, которая дает возможность испытывать разнообразные ощущения, среда, в которой можно набираться опыта движения.

В вестибулярной системе и в системе кожной чувствительности мы выделяем два вида нарушений: пониженную и повышенную чувствительность. В области кинестетического восприятия нам до сих пор встречалась только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. По-видимому, повышенной чувствительности здесь просто не существует.

Кроме этого, у ребенка с нарушением восприятия очень важно проверить зрение и слух. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет, как правило, о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов. Увиденное или услышанное может «попасть в пробку» как на пути к цели, так и на обратном пути.

* В немецком языке подобные пары распространены гораздо шире, чем в русском. — Примеч. пер.

Основы сенсорной интеграции в диалоге

Различные тесты могут дать более конкретные результаты.

Некоторым аутичным детям, с которыми мне доводилось заниматься, был поставлен диагноз частичной или полной глухоты. Но и родители, и я замечали, что глухота эта проявляется не постоянно. Довольно часто мы наблюдали, как дети упорно вытаскивали слуховые аппараты.

Мой знакомый врач-отоларинголог в работе с одним из ау-тичных детей, ходивших на мои занятия, пришел к выводу, что дети, склонные к аутизму, могут развить в себе способность отключать слух внутренним усилием.

Обычные люди могут закрыть глаза, тогда они ничего не видят.

Закройте себе уши — вы все равно будете продолжать слышать.

Ко мне на занятия часто приходят дети, косящие на один или на оба глаза. Поскольку сенсорная интеграция в диалоге способствует в том числе регуляции мышечного тонуса, терапевтические занятия иногда затрагивают и глазные мышцы. Нередко занятия могут положительно повлиять на легкое или непостоянное косоглазие, иногда, при достаточной продолжительности занятий, даже полностью скоррегировать ситуацию. В каждом конкретном случае необходима консультация с опытным офтальмологом.

аудиальная, кинестетическая, визуальная модальность восприятия тренинг Левченко Юрия


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: