Как правильно требовать знания?

В этом вопросе мы должны смотреть на сахабов и табиинов – как они требовали знания:

1. Необходимо ходить к знаниям и сидеть возле знающего. Как это делали сахабы. К примеру, Ибн Аббас[a8] ходил к ибн Зайду после зухра и ждал часами возле двери, боясь разбудить его, только с одной целью – записать хотя бы один хадис или один пример.

2. Ромухурмузи приводит мнение табиина Абдулла ибн Ауна: «Мы не брали знания у тех, у кого они были, но который не ездил к ученым и не сидел перед ними (оправдывая себя тем, что у него достаточно знаний и его народ нуждается в нем и он не может оставить его)».

3. Абулла ибн Мубарак говорит: «У троих нельзя брать знания: у нововведенца (мубтадия), у лжеца (кяззаб) и у алима, который сидел дома и не ездил требовать знания к большим ученым».

4. История Мусы, алейхи уасалят уассалям, который узнав, что есть на свете Хидр, знавший то, что не знал он, тут же оставил все дела и уехал требовать знания к этому человеку. Сура 18 «аль-Кахф» (66):

«Муса сказал ему: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»». Последние слова пророка «чему ты обучен» доказывают то, что знания требуются у того, у кого есть учителя. Таков путь пророков.

5.Хадис (Муслим) о бедуине, который приехал к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, чтобы перепроверить знания, которые принес им один из сахабов от имени Посланника: «Бедуин спрашивает: «Один из твоих людей сказал нам, что ты Посланник Аллаха, это правда? — На что, Пророк отвечает: «Клянусь Аллахом, да! – Бедуин спрашивает: «Он сказал, что нам уаджиб совершать пятикратный намаз. Это тебе Аллах приказал? – Пророк отвечает: «Клянусь Аллахом, это мне Аллах приказал» — «Он сказал, что нам уаджиб один месяц в году держать пост. Это тебе Аллах приказал?» — Посланник Аллаха отвечает: «Клянусь Аллахом, да»».

6. Мухаммад ибн Сирин (табиин): «Знания – это и есть ваша религия! Поэтому проверьте — от кого вы берете религию. Когда к нам приходили сахабы — мы не спрашивали, где они брали знания, потому что нам было понятно, что они брали знания у Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Но когда сахабы стали умирать – стали появляться другие люди, и тогда мы начали спрашивать: «Кто ты такой? У кого ты учился? Что за манхадж (методология) у тебя? Что за акыда (вероубеждения)?». Более того — мы должны спрашивать: «Как он брал знания у шейхов?» Наши уши это аманат — нельзя все подряд слушать.

7. Суфьян Ас Саури: «Бери свои знания у достоверного человека, который брал свои знания у достоверного человека».

8. Имам аш-Шафии (ученик учеников табиинов, т.е. четвертое и последнее поколение лучших из мусульманской уммы, о которых упомянул Пророк, салаллаху алейхи уасалям): «Я слышал от Мухамада ибн Сирин (табиин, ученик Умм Салям, жены Пророка, салаллаху алейхи уасалям), а также от Ибрахима ибн Язиди ибн Шарик ан-Нахаи (табиин) как они говорили, что у человека, учителей которого мы не знаем – мы не брали знания. Позднее я не нашел кого-либо, кто противоречил бы этим двум ученым в этом вопросе». Т.е. имам аш-Шафии передает мнения иджма – мнения всех 4-х поколений лучших мусульман, которое заключается в том, что прежде чем брать у кого-то знания, мы обязаны проверить источник его знаний, его учителей.

9. Шейх Мукъбиль был против самообразования, в 1998 году некоторые братья сказали ему, что собираются ехать к себе домой, взять с собой книги известных шейхов и самостоятельно брать знания, он им ответил: «От тех, которые оставляют ученых и не берут знания из уст ученых, а делают это самостоятельно, вреда больше чем пользы».

Как получить знания?


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: