Экзерсис двенадцатый

Фабула, сюжет и композиция ‹тезисы›

1. Самыми заметными приемами изложения являются приемы меняющие последовательность изложения фабулы. Изучать их теоретики начали давно, и давно была найдена система координат, помогающая фиксировать разнообразные приемы, получившие название « композиционных» . Координатную « сетку» композиции составляют: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1.1. Современные исследователи литературы все чаще стали отказываться от использования традиционной « сетки» .

Когда в изложение одной фабульной истории вставляется несколько других (экспозиции, кульминации и развязки которых происходят не одновременно), то у теоретиков возникли, казалось бы, справедливые сомнения в целесообразности применения этих категорий при анализе.

У Стерна мы находим блестящие примеры сложного временного наложения повествуемых событий. Это « открытие» было взято на вооружение очень многими. Примеры использования разнообразного наложения-монтажа мы видим и в философских сказках Э. Т. А. Гофмана, и в романе М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» . Роман Г.Бёлля « Бильярд в половине десятого» посвящен одному дню в жизни героя, но он охватывает события жизни трех поколений семьи Фемелей (как не вспомнить тут « Илиаду» ).

Прием временного наложения есть, по сути дела, наложение фабульных историй, своего рода монтаж. Его « открытие» восходит к древнему приему « обрамленного повествования» восточной литературы, (например, древние индийские сборники сказок и притч, арабский сборник « Тысяча и одна ночь» , персидский сборник « Книга попугая» Нахшаби и др.).

1.2. При монтаже фабул сюжет возникает главным образом из столкновений и переплетений смыслов использованных историй. Иногда одна из них более или менее доминирует над другими. Иногда же авторы предлагают читателям увидеть сюжет (то есть — смысл) в совмещении равнозначных фабульных историй.

Если в « обрамленном повествовании» отдельно рассматривать композицию каждой из использованных фабульных историй, то действительно, это мало даст ценного как для читателя, так и для исследователя. Если же рассматривать подобное художественное произведение с точки зрения продвижения читателя к восприятию сюжетной целостности и соотносить композиционную сетку с возникновением в голове читателя очередной фабульной версии и слиянии ее со всеми другими в единый сюжет, то традиционная « сетка» срабатывает. При таком подходе она создает опору и для рассмотрения сложной современной психологической прозы.

Современный танец 2.2 Экзерсис. 2 группа


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: