Цель занятия:изучить сущность и специфику социального механизма регулирования экономических отношений; проанализировать и выявить особенности в трактовках социальных механизмов отдельных авторов; раскрыть сущность понятий «потребность», «мотив», «мотивация», «стимул», «экономический интерес», «принуждение»; на основе анализа теории мотивации отдельных авторов показать их отличие.
Контрольные вопросы к занятию.
Дайте определение понятий:
Социальный механизм регулирования экономических отношений – …
Мотивация –…
Экономический интерес –…
Стимулирование труда –…
Принуждение –…
Задания и тесты по теме.
Задание 1. Охарактеризуйте особенности трактовок (подходов) социальных механизмов у следующих авторов:
Автор трактовки | Особенности трактовки (подхода) |
Подход Карла Маркса | |
Подход Макса Вебера | |
Подход Торстейна Веблена |
Задание 2.Перечислите виды потребностей. Обоснуйте и расставьте по приоритетности индивидуальные потребности личности студента:
1. |
2. |
3. Индивидуальные потребности личности, в т.ч.: — ___№ материальные потребности: … — ___№ духовные потребности: … — ___№ социальные потребности: … |
Задание 3. Укажите особенности теории мотивации у следующих авторов:
Автор теории | Особенности теории |
А. Маслоу | |
К. Альдерфер |
Задание 4. Перечислите типы интересов различных слоев населения на примере Республики Беларусь. Сделать выводы.
Тип интереса | Выводы |
1. … | |
2. … | |
3. Волонтерский |
Задание 5. Дайте краткую характеристику и расставьте по приоритетности следующие категории. Приведите примеры их последовательной взаимосвязи:
(____№) Интерес | (____№) Стимул | (____№) Мотив |
Примеры: |
Задание 6. Дайте характеристику следующим формам принуждения. Приведите примеры.
Формы принуждения | Характеристика | Примеры |
1) Внеэкономическое | ||
2) Экономическое | ||
3) Технологическое | ||
4) Идеологическое |
Задание 7. Выделите особенности категории «труд» с позиций:
Позиция | Особенности категории «труд» |
Техническая | |
Экономическая | |
Социологическая |
Задание 8. Выберите правильный ответ.