Эффективность управления

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.

Организации существуют для реализации определенных целей, и если эти цели достигнуты, то организация может считаться добившейся успеха. наиболее распространенными целями считаются размер бизнеса (продаж), размер прибыли, устойчивый рост прибыли, высокое качество продукции, признанное во всем мире, и т.п. цели, которые можно назвать общими словами – результативность и эффективность.

По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи», а эффективность – следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Так, «Макдоналдс» определил способ приготовления нужной всем вещи – гамбургеров так, чтобы обеспечить их невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество – и этим достиг успеха.

Однако если организация, в какое-то время прославившая себя выпуском качественной продукции, просуществовала недолго, затем распалась, обанкротилась, то вряд ли ее можно считать успешной. Поэтому важной целью любой организации является выживание, возможность существовать как можно дольше. Вместе с тем выжить организация может только благодаря результативности и эффективности.

Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Основными понятиями эффективности управления являются:

эффективность труда работников аппарата управления;

эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);

— эффективность системы управления;

— эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.).

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных организаций, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Наряду с оценкой эффективности управления в общем аспекте правомерной является оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей, по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров, по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив, по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины.

А.М.Рощин. Эффективность управления и теория организаций. Первая лекция.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: