История методов обучения грамоте

Прежде чем кратко осветить историю методов обучения грамоте, надо сделать некоторые терминологические пояснения. В строгом и прямом значении слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. И дидактика устанавливает ведущие методы обучения. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др. С давних мор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод (в старину употребляли словоформу с иным ударением — метода). Однако правильнее говорить, если речь идет об обучении грамоте, не о методе, а именно о системе занятий, системе, которая реализуется с помощью разных дидактических методов — и беседы, и рассказа учителя, и самостоятельной деятельности учеников, и использования средств наглядности и т.д. Такое терминологическое разграничение не только существенно потому, что каждый из названных терминов (метод и система) охватывает различные явления, но и значимо из-за того, что позволяет знания о методах обучения, почерпнутые в источниках по дидактике, включать в работу, использовать в методическом их преломлении. При этом данные дидактики о методах могут быть взяты в любой из трактовок и классификаций методов, вплоть до новейшей из них, выдвинутой академиками М.Н. Скаткиным и И.Л. Лернером. Все это открывает широкие возможности по совершенствованию и дальнейшему развитию различных систем обучения грамоте.

Попутно заметим, что еще в начале XIX в., когда создавался Царскосельский, или Александровский (или Пушкинский), лицей, В.А. Жуковский подготовил «Постановление о Царскосельском Лицее», где в главе IV «Способ учения» в § 36 писал следующее: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».

В противном случае, когда система занятий толкуется как метод обучения, многое из установленного дидактикой отсекается и отбрасывается от «метода обучения грамоте», а это суживает сферу образовательно-развивающего воздействия последнего на учеников.

К общедидактическим методам могут присоединяться узкоспецифические, присущие только определенной учебной дисциплине, например: работа с разрезной азбукой, проведение звукобуквенного и слогового анализа и др. при обучении грамоте.

Однако в последующем изложении авторы, отдавая дань традиции, будут употреблять термин метод, разумея при этом под ним систему занятий.

Обучающий семинар по словесности в начальной школе


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: