Исторические модели научной деятельности (эмпиризм, теоретизм, проблематизм).

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:

1) эмпиризм (индуктивная модель научно-познавательной деятельности) рассматривают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента), которая начинается с фиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете (объекте) научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и т.д.

2) теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант и т.д.

Постулат (или аксиома) – это исходное положение или принцип какой-либо научной теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других ее положений, которые, в свою очередь, называются теоремами. Необходимость в принятии аксиом без доказательств следует из индуктивного соображения: любое доказательство вынуждено опираться на какие-либо утверждения, и если для каждого из них требовать своих доказательств, цепочка получится бесконечной. Чтобы не уходить в бесконечность, нужно где-то эту цепочку разорвать – т.е. какие-то утверждения принять без доказательств, как исходные. Именно такие, принятые в качестве исходных, утверждения и называются аксиомами.

3) проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания; наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

А 1.14 Наука: путь от факта к теории — Философия науки для аспирантов


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: