Исследование н. в. ирбеника

Испытуемые: спортсмены-баскетболисты (3 группы: мужчины и женщины — I разряд; юноши — II разряд). С помощью специального прибора регистрировалась высота прыжка и одновременно — момент броска мяча в корзину (на ладони спортсмена укреплялось контактное устройство, которое размыкалось во время броска мяча; этот момент фиксировался на приборе, который отмечал высоту прыжка). Испытуемые получали последовательные задания совершить бросок мяча в корзину: а) во время обычного прыжка; б) затем на высшей точке полета; в) до достижения этой точки; г) после прохождения этой точки.

Результаты (табл. 4.5): отчетливые половые различия. В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Жещины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки. Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки. Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин.

Этот результат согласуется с данными о худшем развитии зрительно-пространственных способностей у женщин по сравнению с мужчинами — одном из наиболее устойчивых различий, которое повторяется во многих исследованиях (Maccoby, Jacklin, 1978).

Остается сожалеть, что при изучении спортсменов группа испытуемых, имеющих юношеский разряд, состояла только из мужчин. Сравнение их с девушками той же спортивной квалификации сделало бы результаты изучения половых различий еще более наглядными. Этот пробел могут восполнить новые исследования.

В заключение в этом разделе приведем данные из книги Н. Н. Даниловой, которые имеют отношение к точности моторики. У мужчин лучше формируются

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 117

двигательные навыки прицеливания, метания, перехвата различных снарядов, а женщины быстрее справляются с заданиями, где требуются точность и даже ювелирность движений рук.

Таблииа 4.5

Процент попаданий баскетбольного мяча в корзину в различные моменты полетной фазы прыжка (по Н. В. Ирбеник)

Relaxing JAZZ For WORK and STUDY — Background Instrumental Concentration JAZZ for Work and Study


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: