Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием специальных проб

2.1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний.

Изолированные гласные предлагаются в следующей последовательности: [а, о, у, э, и]. Именно при такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на [а] охриплость может не появиться, а на [и] — появится). Кроме того, увеличивается возвратный импеданс — соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Изучение особенностей произнесения звуков происходит в условиях их многократного звучания (например, укачивания куклы «а-а-а» и т.п.), во время которого легко выявляется интонационная характеристика голоса:

[а] — проверяется при выполнении ребенком инструкции: «Как нужно укачивать куклу!». В случае если он не может самостоятельно выполнить задание, логопед показывает необходимые движения и произносит «а-а-а», затем просит ребенка повторить их;

[о] — в ответ на инструкцию: «Покажи, как стонет человек, у которого что-нибудь болит»;

[у] — при выполнении задания: «Покажи, как звучит самолет в воздухе»;

[э] — при повторении вслед за логопедом коротких слов эй, это, эхо;

[и-а] — в ответ на просьбу: «Покажи, как кричит маленький ослик».

Аналогичным способом проверяются характеристики голоса при выполнении следующих инструкций — «Покажи,

как рычит собака, если ей что-нибудь не нравится» — [р];

как звенит комар — [з];

как жужжит жук весной — [ж];

как лает собака, когда не подпускает чужих к дому — [ав];

как вздыхает старенькая бабушка — [ох];

как мычит корова — [му];

как мычит теленок, который потерял маму — (жалобно) [ме];

как пищат мышки — (тихо) [пи];

как мурлычет взрослый кот — [мурр];

как мяукает маленький котенок — [мяу];

как кричит петушок — [ку-ка-ре-ку];

как тикают часики — [тик-так].

В каждом случае, когда ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед показывает ему образец.

2.2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

2.3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.

2.4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией — утвердительной, вопросительной и восклицательной.

2.5. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу?

2.6. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом, Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло не любила. Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло, Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила. Мишку Мила не домыла.

Доклад Эрвина Тома «Тайный язык деревьев» | www.kla.tv


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: