Исключение лишнего на невербальном материале

Цель. Анализ структуры невербальных заданий, изучение факторов, влияющих на скорость и успешность решения подобных задач.

Материал. 16 заданий невербального варианта «5-й лишний» (см. Приложение). Задания объединены в группы, характеризующиеся разной структурой.

Ход работы: Испытуемым предлагается найти решения к каждому заданию, после чего проводится групповое обсуждение, в ходе которого анализируются основные тенденции мыслительной деятельности при решении задач на обобщение.

Анализ заданий

Группа 1. Задания № 1, 2, 3, 4.

Характерно очевидное различие, основанное на отнесённости объектов к различным классам. Задания такого типа, как правило, очень просты и используются для детей младшего возраста или же для выявления умственной патологии. (В № 4 — чуть большая сложность, т.к. внутри широкого класса можно выделить несколько подклассов).

Тенденция — поиск очевидного, существенного сходства и различия между объектами в группе.

Группа 2. Задания № 5,6.

В задании № 5 объекты относятся к одному классу, несколько различаясь по внешним признакам (наблюдается видимое различие — толщина линий). В задании №6 объекты из разных классов воспринимаются однообразно (на перцептивном уровне).

Тенденция: если все объекты относятся к одному классу, то сравнение происходит на основе выделения деталей или внешних характеристик (разные формы, цвет, объём и др.).

Примечание. Склонность обращать внимание на видимые различия именно при работе с невербальным материалом может затруднять решение (в задании № 6 — нередко при быстром темпе решения как лишний элемент воспринимается объект №3, т. к. он меньше размером).

Группа 3. Задания № 7,8,9,10.

Характерно: существенным для решения задачи является количество деталей.

Тенденция: если все объекты относятся к одному классу и внешние различия неочевидны, то объекты сравниваются по количеству деталей (задания №7,8).

Однако если все объекты существенно отличаются друг от друга, то на количество деталей обычно не обращают внимания (в задании № 9 обычно обращают внимание на родовые различия, в задании №10 – на внешние различия).

Группа 4. Задания № 11,12,13.

Характерно: существенным для решения задачи является пространственное расположение.

В заданиях №11,13 различия выявляются на перцептивном уровне. Задание №12 более сложное, т.к. зависит от способности к оперированию пространственными представлениями.

Группа 5. Задания № 14,15.

Характерно: обобщение необходимо произвести на основе какой-либо несущественной детали.

Такие задания являются наиболее сложными, т.к. противоречат естественному ходу мыслительного процесса (к подетальному анализу сложных объектов испытуемые прибегают в последнюю очередь).

Группа 6. Задание № 16.

Характерно: возможность неоднозначной классификации. (Обычно это разнородные объекты, которые относятся к одному более общему классу).

Это пример «неудачного» задания. Таких заданий следует избегать при конструировании тестов.

Исключение предметов. Стимульный материал. Живое видео.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: