Информационный блок

3.1. Понятие о формах организации обучения.

Понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие форма трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма – это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние.

Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, технологиями, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучаемых. Это конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения педагога с обучающимися при работе над определенным учебным материалом.

Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании с учебной деятельностью обучающихся по усвоению ими материала и способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков – циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся на занятии, временем и местом обучения.

Существуют различные организационные формы учебной работы, которые различаются по режиму занятий, месту их проведения, составу обучающихся, а также по характеру руководства ими со стороны преподавателя.

Выбор тех или иных форм организации обучения определяется учебно-воспитательными задачами и зависит от содержания и методов учебной работы. На разных этапах развития общества эти задачи менялись, а вместе с ними изменялись и формы организации обучения.

Информационный блок 15 01 19


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: