Имя собственное в худож.тексте

Следует отметить огромные экспрессивные возможности и конструктивную роль ИС в худож.тексте.Антропонимы и топонимы участвуют в создании образов героев литерат.произведения,развертывании его основных тем и мотивов,формировании худож.времени и пространства передают не только содержательно-фактическую,но и подтекстовю информацию,способствуют раскрытию идейно-тематического содержания т.,часто выявляя его скрытые смыслы.

Входя в х.т.семантически недостаточным,ИС выходит из него семантически обогащенным и выступает в качестве сигнала,возбуждающего обширный комплекс определенных ассоциативных значений.\Кухаренко\.

ИС указывает на социальный статус персонажа.его национальность и.кроме того,обладает определенным историко-культурным ореолом;во-вторых,в выборе того или иного имени персонажа\ср.И.Во\,в учете его этимологии всегда проявляется авторская модальность.В-третьих,имена персонажей могут предопределять формы их поведения\ср.Пеннифезер\.;в -четвертых,характер употребления антропонима в т.отражает определенную точку зрения\повествователя или другого персонажа\ и служит ее сигналом,а смена имени героя обычно связана с развитием сюжета;в т.,например,могут актуализироваться сиволичкие смыслы антропонима и отдельных компонентов имени или фамилии\срВилли Старк в романеВся королевская ратьР.П.Уоррена\.

ИС в их взаимодействии образуют ономастическое пространство текста,анализ которого позволяет выявить связи и отношения,существующие между разными персонажами произведения в их динамике,раскрыть особенности худож.мира т.\ср.маски-гротески -имена в Контрапункте ОХаксли — Molly D`Exegillot,Benito Cohen,Miss Johegan,Justice Brubant,Bidlake-Bidstrup\ Часть имен противопоставляется другим.как чужие с точки зрения языка.

ИС в стуктуре т.,с одной стороны,устойчиво,с другой,повторяясь,семантически преобразуется,обновляясь на всем пространстве т.приращениями смысла.Семантически осложненное ИС участвует не только в создании связности,но и смысловой многомерности т.Оно служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный объем информации.Каждое имя,названное в произведении,есть уже обозначение,играющее всеми красками,на которые только оно способно.\Ю.Тынянов.\ Имя персонажа выступает как одна изключевых единиц х.т.,как важнейший знак.который,наряду с заглавием,актуализируется по мере прочтения произведения.Это особенно ярко проявляется в тех случаях,когда оно занимает позицию заглавия,привлекая внимание к персонажу и выделяет его в жудож.мире произведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие способы реализации авторской позиции в тексте вам известны? Перечислите основные функции заглавия.

2. Приведите примеры основных типов и и разных по структуре заглавий, а также реализуемых ими функций.

3. Как функционирует имя собственное в художественном тексте? Приведите примеры художественно значимых имен собственных.Какова их роль в художественном контексте?

Русский язык 59. Имя собственное — Шишкина школа


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: