Iii. анализ ii главы повести.

Беседа по вопросам.

— «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть…». Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать… умела говорить краткие слова… «Моя мать — самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал… противно: «Не буду-у… Ведь я же сказал про скатерть…»)

— Что изменилось в Алексее после наказания? («…Явилось беспокойное внимание к людям… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой…» Он познает жизнь.)

— Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома… это было очень грустно. Еще один жизненный урок получил он: «…мать — не сильная; она, как все, боится деда».)

— Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком… Чище и красивей сыновей…»), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут…») Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».

Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».)

— Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки — все близко Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка — для него «самое яркое впечатление этих дней».)

Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича.

«В дурном обществе». Работа над III-VI главами повести. Видеоурок по литературе 5 класс


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: