I. организационный момент.

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие поможет в работе как начинающим, так и опытным преподавателям литературы, т. к. в нем представлены развернутые анализы изучаемых произведений, готовые сценарии отдельных уроков, которые можно использовать как полностью, так и частично, включая их в собственные уроки в комплексе с другими методическими пособиями.

Авторы попытались учесть и объединить в своей работе полезные элементы, содержащиеся в других пособиях.

Произведение, воспринятое лишь его «содержанием», не доставит читателю наслаждения, не утолит жажды сердца. Поэтому в основе наших уроков — «прочтение» художественной формы. Но что значит прочитать Пушкина, Лермонтова, Чехова, Гоголя?.. Суметь их исполнить! Максимально приблизившись к интонации автора, да к тому же слившись с текстом настолько, что он словно рождается на наших глазах и читает его… сам автор! А разве исполнитель не соавтор творца? Никакой актер, никакие самые совершенные «технические средства» не спасут урок литературы — только учитель своим мастерским чтением. И только оно способно заразить ребят, побудить их к чтению. Именно поэтому в наших уроках так часто встречается такой методический прием, как выразительное чтение, комментированное чтение учителем. Ведь само исполнение произведения учителем «учит» слушать, чувствовать художественное творение. Не говоря о том, что влюбленность учителя в произведение, увлеченность им передается ученикам, и им наконец-то открывается основательно забытая истина: полюбить и постичь творение писателя — значит суметь его прочитать.

Таков основной тип нашего урока — урока искусства чтения, органическая составляющая которого — постижение художественных тайн творения, объяснение того впечатления, которое оно произвело на каждого из нас. В этом, как нам представляется, и состоит смысл так называемого «литературного анализа». Читательское высказывание, органически продолжая чтение и слушание, сохранит непосредственность переживания только что услышанного или прочитанного и станет свободным, непредвзятым мнением о нем. Читательское высказывание — самый трудный вид монологической речи. Это предполагает постоянное обогащение словарного запаса учащегося как общеупотребительной, так и специальной (литературоведческой) лексикой, овладение всем богатством языка, поэтому практически каждый урок предполагает (включает) работу по развитию речи. Урокам «технологическим» всюду сопутствуют творческие работы учащихся, их сочинения.

Очень надеемся, что составленные нами литературные занятия создадут надежный фундамент для уроков литературы на завершающем этапе школьного образования в старших классах.

организационный момент урока


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: