Характер текстов для изложений

Текст для устного или письменного пересказа, как и любой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой — требованиям методики обучения русскому языку.

Основным показателем высокого качества текста исследователи считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки, подобранные из произведений наших писателей — классиков, мастеров слова. Через подражание художественному образцу идет обогащение, совершенствование речи ученика.

Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или
изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

Содержание и последовательность работы над изложением

Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, «…мы имеем в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинением в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи» (10. С. 97).

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) — одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям. Формирование этих умений и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Одни умения развиваются при проведении всех видов изложения (например, умение осмысливать и раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение правильно и выразительно излагать мысли), для формирования других необходимо использовать определенный вид изложения. Так, для формирования умения воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде используется сжатое изложение. Для формирования умения собирать и систематизировать материал на заданную тему по предложенному тексту и на ее основе создавать свое высказывание применяется выборочное изложение.

Определяя последовательность проведения изложения, необходимо отметить, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).

Текст для прослушивания 3


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: