Характер реакций при свободной ассоциации

Своеобразным фактом, легко замечаемым при исследовании реакций, произведенных различными испытуемыми на одно и то же слово-раздражитель, является многообразие отношений между раздражителем и реакцией. Можно говорить об отношениях контраста, координации и завершения. Могут быть найдены также и другие отношения. Обратив внимание на отношение реакции к слову-раздражителю, мы смогли бы узнать кое-что относительно индивидуальных и культурных привычек, а также относительно предпочтительной направленности мысли.

Виды реакций у детей

Отис наблюдал следующие виды реакций у детей:

1. Испытуемый просто повторяет слово-раздражитель — общая реакция у нормальных детей в возрасте 4—5 лет.

2. Испытуемый реагирует словом, не относящимся к слову-раздражителю, — общая реакция у ребенка 5 лет. Слово-раздражитель действует, как спусковой крючок, выпускающий слово, которое возникло в сознании ребенка при взгляде на находящиеся в комнате объекты. Например: лампа — пальто, сон — воротник, хлеб — шляпа.

3. Ассоциации по звуку; слово-раздражитель вызывает слово со сходным звучанием, безотносительно к его значению. Например: стол—пол. Этот тип реакции не является специфическим для какого-либо одного возраста, но встречается спорадически.

4. Реакция-предложение; обычна для возраста 4—7 лег. Например: стол—я ем за столом, темный—ночью темно, мягкий — снег мягкий.

«Определяющие» реакции

Реакции, состоящие более чем из одного слова, полученные у маленьких детей вопреки данной им инструкции, имеют обыкновенно характер приблизительного определения, как будто испытуемый имел целью сделать ясным для самого себя значение слова-раздражителя или продемонстрировать экспериментатору, что он знает его. Например: гнев—когда вы гневаетесь, гора—большая гора, отец—когда вы имеете собственного сына, цветок — в саду, птица —летает, угорь — рыба.

Под рубрикой определений могут быть помещены также синонимы, которые являются частыми реакциями на некоторые слова-раздражители. Например: быстрый — скорый—частота 318 из 1000.

Реакция в этих случаях является более знакомым эквивалентом слова-раздражителя. Синонимы часто даются как реакции на относительно незнакомые слова-раздражители. «Определяющие» реакции того или другого рода являются частыми даже среди образованных испытуемых в тех случаях, когда слова-раздражители берутся из учебного или научного словаря (Розанов, 1918).

При реакции на слова-раздражители, взятые из научного лексикона, испытуемые, имевшие специальное знакомство с естественными науками, более охотно, чем другие, реагировали словами с координированным значением. Следует предположить, что эти координированные значения, только что перечисленные в списке, обнаруживают большее знакомство испытуемых с соответствующими им словами-раздражителями, чем можно вывести из определяющих реакций.

Вряд ли можно ожидать, что биолог даст реакцию типа «амеба — животное». Он был бы более точным. Вероятно, первая внутренняя реакция на слово-раздражитель состоит в осознании его значения.

Если слово хорошо знакомо, то испытуемый свободно переходит к какому-либо соотносительному объекту или факту, но если слово относительно незнакомо, то выясняется его значение или сфера его значения, и таким образом производится слово-реакция.

Метод свободных ассоциаций.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: