Граничное трение. факторы, влияющие на толщину и прочность граничных слоев смазки.

Поверхности трения не разделены слоем жидкости, а непосредственный металлический контакт, приводящий к повышенному износу и заеданию узла трения, предотвращается (или минимизируется) образованием граничных слоев различного происхождения на рабочих поверхностях пар трения.

Толщина и прочность граничных слоев зависит от химического состава масла и входящих в него присадок, особенностей, химической структуры и состояния поверхностей трения. Поведение граничных слоев не зависит от вязкости, а определяется взаимодействием молекулярных плёнок масла с поверхностью металла.

Явление образования на поверхности твёрдого тела тончайших плёнок газов, паров или растворённых веществ, либо поглощение этих веществ поверхностью тела называют адсорбцией.

Адсорбция бывает физическая и химическая (хемосорбция). При хемосорбции полярные концы молекул смазочного материала, связываясь с поверхностью, образуют на ней монослой химических соединений. Во многих случаях физическая и химическая адсорбция протекают одновременно, но одна из них является доминирующей.

Смазочные плёнки создаются из-за наличия в смазочных материалах поверхностно-активных веществ (ПАВ), несущих электрический заряд. Способность смазочных материалов, содержащих ПАВ, образовывать на смазываемых поверхностях достаточно прочные слои ориентированных молекул, обычно называют маслянистостью или смазывающей способностью масел. К полярным относятся соединения, содержащие карбоксильные группы, спирты, различные эфиры, смолы, сернистые соединения. Для улучшения смазывающей способности вводят противоизносные и противозадирные присадки. Схема структуры поверхностного слоя показана на рисунке 1.2.

Разработки представленные на выставке Отдел Трение, износ, смазка


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: