Графические и математические формы

Специфическим приёмом для выражения критического взгляда является графика. Разумеется, вставка в текст таблиц, графиков, схем и иных начертаний выполняет прежде всего иллюстративную функцию: для того чтобы представить тенденцию, процесс, последовательность или соотношение чего-либо можно воспользоваться рисунком или иным способом наглядного отображения этих явлений в тех случаях, когда абстрактные рассуждения кажутся недостаточными.

В некоторых родах литературы обойтись без инсталляции графики практически невозможно – например, при издании книг для детей, учебных и познавательных сочинений. Иллюстрации выигрышно смотрятся в представительских и подарочных изданиях, в произведениях классики. Часто воспроизводятся, скажем, рисунки Пушкина и Лермонтова; широко известна обложка для «Мёртвых душ», нарисованная самим Гоголем. Особенным образом текстуальный массив способны дополнить авторские иллюстрации; классический пример – рисунки А. де Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу». Символическими фигурами часто украшались масонские трактаты.

Встречаются такие разновидности поэзии, как фигурные стихи – от простейших до сложнейших случаев вроде «Каллиграмм» Гийома Аполлинера. Любопытным видом активного применения графики являются рукописные книги («Чукоккала»,футуристические артефакты, некоторые неподцензурные издания, «самиздат»). В языках с иероглифическим типом письма начертание самого текста представляет собой предмет искусства. В четырёхтомном «Толковом словаре живого великорусского языка», созданном В.И. Далем, присутствует всего одна скромная картинка, изображающая типы шляп, но она точно и выразительно доносит до читателя сущность самых различных фасонов: словами передать их было бы очень сложно.

В критике, как в весьма теоретичной сфере литературного творчества, применение графических возможностей происходит сравнительно редко. Тем не менее, стоит указать на некоторые случаи их использования.

Стиховедческие трактаты Андрея БЕЛОГО(Б.Н. Бугаева, 1880–1934) время от времени включают в себя изобразительные элементы и вкрапления в виде таблиц и схем, призванных интерпретировать процессы, происходящие в стихе. В частности, таким способом он стремился показать, с какой частотой и в какой последовательности в двусложных размерах (ямб, хорей) встречаются пиррихии (стопы, состоящие из двух безударных слогов) и спондеи (два ударных слога в стопе). И действительно, представленные та ким образом стихотворные строки позволяют воочию увидеть конфигурацию этого процесса. Вместо того чтобы долго и многословно описывать ситуацию, теоретик внятно и наглядно показывает нам суть дела.

Ставилась также задача графически представить развитие сюжета в повести Н.В. Гоголя «Шинель»[119]:

Графические и математические формы

Подготовка к ОГЭ по математике. Задание 10. Графики функций и их формулы. Прямая, гипербола парабола


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: