градостроительная система — совокупность пространственно
организованных и взаимосвязанных материальных элементов – технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных сооружений, совместно с природными компонентами формир-х среду жизнедеятельности общества на разных территориальных уровнях.
Территориальные уровни: система расселения на территории континента, страны, региона, района (группы районов), агломерация, город.
Градостроительная система является природно-техногенной (природно-антропогеной) системой и активно включает в себя природные компоненты.
Любая градостроительная система находится в состоянии постоянного развития.
На развитие градостроительных систем непосредственно влияют территориальные условия и ресурсы. Важной составляющей градостроит-ого проектирования является
комплексная оценка территории.
Ресурсы делят на природные (полезные ископаемые, вода, лес и т.д.) и антропогенные (кадровый потенциал, уровень образования населения, инженерно-транспортная
инфраструктура, промышленно-строительная база и др.).
Каркас – относительно неизменяемая, устойчивая во времени основа
пространственно-планировочной организации города (градостр-й, экологический каркасы).
Градостроительный каркас. В применении к системе расселения это основные (системообразующие) транспортно-коммуникационные коридоры и крупные населенные
пункты.
Градостроительный каркас фиксирует геометрию городского плана и предопределяет тенденции территориального развития города.
ткань или «заполнение» — территории, освоенные менее интенсивно (жилые или промышленные районы, рекреационные зоны и лесные массивы, незастроенные территории). Каркас развивается за счет поглощения ткани.
Можно выделить три принципиально отличных типа градостроительных систем (агломерационный уровень):
агломерация – характеризуется высокой степенью интеграции городских функций, непрерывным освоением территорий и густотой транспортно-коммуникационной
сети.
— ядро агломерации – часовая транспортная доступность от центра.
— внешняя зона агломерации – двухчасовая транспортная доступность от центра.
Моноцентрические (одноядерные)
представляют собой крупный город-центр, окруженный тяготеющими к нему более мелкими поселениями. Моноцентрическая агломерация
складывается как единый организм, в котором сильны центрострем-е тенденции и существует иерархическая структура поселений.
Полицентрические (многоядерные)
характеризуются относительно
самост-м развитием комплекса
городов-центров (-ядер), рост которых
приводит к их сближению и
террит-му срастанию.
групповая система населенных мест (групповой город, групповая
система расселения) характеризуется четким пространственным обособлением, отдельных поселений, при наличии развитых транспортных и функциональных связей, что позволяет рассматривать группу поселений как целостное градостроительное образование.
ассоциации городов – территориальные образования, охватывающие большие простр-ва, связи между поселениями не интенсивны (преобладают передвижения населения с деловыми и культурно-бытовыми целями).
В ассоциации всегда выявляется город-центр, являющийся опорным пунктом управления и обслуживания. В состав ассоциации (ареал влияния города-центра), как правило,
входят малые города и поселки.