Гносеология. познание и практика.

В философии под познанием понимается деятельность, направленная на получение объективных знаний о свойствах, явлениях и процессах мира. Результатом этой деятельности оказывается знание. Знание образует сложную систему социальной памяти человечества, которая передается по каналам духовной культуры, перенося из поколения в поколение навыки, умения, опыт и теоретические знания.

В философии сложился раздел, изучающий проблемы познания ? «гносеология». К данным проблемам относятся, в первую очередь, проблемы форм уровней, закономерностей познания, критериев, путей и средств достижения истинного знания. Различные философские учения выдвигают разные концептуальные модели познания, но во всех этих моделях присутствует попытка ответа на вопрос о возможности познаваемости мира человеком, о границах человеческого познания.

Можно выделить три основных философских варианта ответа на этот вопрос:

1. Оптимисты считают, что информация о мире, получаемая от органов чувств, вполне достоверна. Они уверены в истинности этой информации.

2. Скептики, сторонники философского скептицизма, сомневаются в том, что мир познаваем, в том, что чувственные данные адекватно отражают мир.

3. Сторонники агностицизма уверены в том, что мир не познаваем, что знания о мире искаженные и не могут служить источником истины.

Вопрос о сущности познания связан с вопросом о соотношении познавательной и практической деятельности людей. Познание необходимо рассматривать в общем контексте жизни людей. Оно слито с жизнью каждого человека, с деятельностью общества в целом. Для того чтобы выяснить, что такое познание необходимо рассмотреть сущность практики. Практика ? это материальная преобразующая и социально-целенаправленная деятельность, которая имеет конкретно исторический характер и в ходе которой преобразуется природа, общество и сам человек.

Основными разновидностями практики являются:

  • Духовная культура (духовная практика)

По отношению к познанию роль практики сводится к трем основным моментам:

v Практика есть основа познания, т.к. она приобретается в ходе деятельности людей.

v Практика есть цель познания, т.к. именно в практической деятельности воплощаются ранее полученные знания.

v Практика является критерием истинного познания, т.к. она выступает средством проверки знания на истинность.

Познавательная деятельность образована тремя основными компонентами:

I. Субъект познания ? это тот, кто познает, человек исследующий объект;

II. Объект познания ? это то, что познается субъектом, то на что направлено внимание субъекта;

III. Процесс познания ? это взаимодействие объекта и субъекта, в ходе которого субъект получает знание об объекте.

Онтология и теория познания. Гносеология.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: