Формы, уровни и методы научного познания.

В научном познании существует пять специальных форм,неразрывно связанных между собой единой внутренней логикой:

  • проблема – возникающее в ходе развития научного познания теоретическое или практическое затруднение, требующие решения. Научное исследование начинается с постановки проблемы, которая задает его направление;
  • факт – особое предложение, фиксирующее эмпирическое содержание. Факты всегда ищут в ходе решения проблемы, их смысл выявляется только в определенном теоретическом контексте, сами по себе они не обнаруживают своего содержания, на основе фактов строятся другие формы научного познания;
  • гипотеза – научное предположение, неопределенное с точки зрения его истинности. Непосредственным материалом гипотезы являются факты, гипотеза всегда носит вероятностный характер, не должна противоречить фактам и уже известным законам, если она подтверждается, то превращается в теорию;
  • концепция – определенный способ понимания, трактовки, основная идея, руководящий принцип для систематического освещения объекта. Концепция может быть переходной формой от гипотезы к теории, на одном и том же фактическом материале могут быть построены взаимоисключающие концепции (в особенности это характерно для исторического познания, в котором существует множественность интерпретаций имеющихся фактов);
  • теория – в широком смысле – комплекс идей, направленных на объяснение объекта; в узком, специальном смысле – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Основные требования к теории – это объективность, системность, эссенциализм. Теория включает в себя: исходные предпосылки построения, эмпирический фундамент (совокупность определенных фактов), ядро – совокупность неопровержимость положений, выводы, следующие из ядра, и логические принципы построения теории.

В научном познании выделяют три уровня:

  • эмпирический;
  • теоретический;
  • метатеоретический.
СРАВНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Цель Сбор фактов, в них фиксируются количественные характеристики объектов Объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов
Получение знания Опыт (эксперимент) Абстрактное мышление
Связь с действительностью Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта
Глубина Ограничение сферой явлений Ориентация на движение к сущности
Абстрактность Конкретный чувственный материал Создаются гипотезы, модели, теории
Законы Эмпирические законы фиксируют устойчивую повторяемость явлений в опыте Теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются
Методы Существуют чисто эмпирические методы Существуют только теоретические методы

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: