Философия р. декарта и становление психологии сознания.

Предложил позитивную замену души: новый предмет психологии — сознание
Рационализм
Критика эмпирического пути познания
Критика скептицизма при том, что сам Декарт примыкает к скептицизму: если следовать рациональному пути познания и вслед за скептиками сомневаться во всем, необходимо истинное непротиворечивое знание, базис для построения новой, логичной науки; как результат — метод тотального сомнения: если последовательно сомневаться во всем, единственное, что несомненно — что есть несомненная вещи и эта вещь — факт самого сомнения, который является актом мышления; если я сомневаюсь, значит я мыслю, следовательно, я существую — cogito ergo sum
Сознание доступно непосредственно — можно заглянуть в себя и увидеть себя (психология сознания — интроспекция, мы не можем изучать сознание другого человека, ребенка, животного, так как только наше собственное сознание доступно нам, интроспекция — единственный способ)
Сознание — базис не психологии, а вообще всего научного знания: всю истину о мире и о себе мы отсчитываем от сознания
Свобода личности первична
Знание о сознании наиболее достоверно
Истина даже о природе рождается внутри сознания путем логических рассуждений, а не опытов и соприкосновения с органами чувств

Учение о животных духах
Животные духи — частицы крови
Движение как механический акт
В организме есть трубочки с клапанами, клапаны открываются и закрываются благодаря нитям, которые одним концом связаны с клапанами, а другим — с органами чувств. Раздражитель действует на орган, ниточки приходят в движение, клапааны открываются, животные духи движутся. Животные духи находятся в желудочках мозга. Прообраз понятия рефлекса в бихевиоризме.

Психофизическая проблема
Дуализм, а не монизм
Мир не состоит из одной субстанции
Декарт — не материалист и не идеалист
Субстанция ранее — первооснова бытия, а у Декарта мир состоит из одновременно существующих двух субстанций:
субстанция протяженная — механицизм
Шишковидная

железа
субстанция мыслящая — свобода воли
Противоречие: атрибуты протяженной субстанции — размер, форма, вес, возможно запах и цвет; атрибуты мыслящей субстанции совсем иные, ей не присущи атрибуты протяженной субстанции; как же тогда одна влияет на другую? Они принципиально не могут этого делать. Но это опровергается даже простейшими актами движения: хочу и поднимаю руку,а выпил сто грамм — уже испытываю трудности.
В мозге существует чудесный орган — шишковидная железа. Она не парная и это является основанием полагать, что это орган, управляющий животными духами, душа там представлена в наибольшей мере.
Но:
если мыслящая субстанция не имеет объема и других атрибутов, как она может концентрироваться где-то? Она вообще не может где-либо помещаться
внезапно в шишковидной железе обретают волшебные свойства и взаимодействуют
Принцип взаимодействия

Декарт философия кратко


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: