Философия лейбница

Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-матема- тик, юрист, философ.

Учение о монадах:

Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций — плюрализм):

• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу

• данные субстанции называются монадами(в переводе с греческого — единое, единица)

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние

• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти)

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• голые монады — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых)

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить

• высшая монада — Бог

чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Учение о познании

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализми сделал это следующим образом:

• все знания разделил на два вида — истины разума и истины факта

• истины разума выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер

• истины факта — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, истины факта) знание вероятностное, а не достоверное (подобно истинам разума), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществлять ся не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Нативисты. Монадология Лейбница.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: