Философия элеатов

Элеаты — представители философской школы, существовав -шей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея. Наибо- лее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Пармени?д(ок. 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) доказывал, что существует только вечное и неизменное бытие, тождественное мысли. «Бытие есть, а небытия — нет».

Основные тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет

• Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

• Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

• Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

• Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

• Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

• Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Зенон для защиты учения Парменида о едином неподвижном бытии сформулировал ряд апорий (неразрешимых положений), показав, что признание реальности множественности и движения ведет к логическим противоречиям. Из четырех десятков апорий наиболее известны апории о движении: Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела и Стадий (Движущиеся тела). Все эти апории представляют собой доказательства от противного.

В первых двух (Дихотомия и Ахилл и черепаха) предполагается бесконечная делимость пространства. Так, как бы быстро ни бежал Ахилл, он никогда не догонит медленную черепаху, потому что за то время, которое ему потребуется для того, чтобы пробежать половину намеченного пути, черепаха, двигаясь без остановки, всегда будет отползать еще немного, и этот процесс не имеет завершения, ибо пространство делимо до бесконечности.

В двух других апориях рассматривается несводимость непрерывности пространства и времени к неделимым местам и моментам. Летящая стрела во всякий фиксируемый момент времени занимает определенное место, равное своей величине — получается, что в рамках самого неделимого момента она покоится, и тогда получается, что движение стрелы состоит из суммы состояний покоя, что абсурдно. Следовательно, стрела на самом деле не движется.

Философия. Элейская школа философии.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: