Драматургический анализ с. балухатого

С. Балухатыйв книге «Проблемы драматургического анализа» (1925), предлагается интересный метод, основанный на системном описании своеобразных качеств, принципов связи формы и выражения драматических элементов. Эту систему автор определяет как «технику» драмы. Описание драмы, т.е. ее анализ — считает Балухатый — предполагает отчетливое членение материала, вытекающее из исходного теоретического представления об органическом единстве входящих в драму слагаемых»[176]. Описательный метод, в отличие от метода дедукции, рассматривает драму не как систему знаков интуитивно вскрываемой эстетической ее природы, но как своеобразную «технологическую словесно-художественную дисциплину». Элементами драмы, подлежащими описанию и анализу по мнению Балухатого нужно считать следующие:

Словесный материал (эмоциональное и динамическое слово).

Факторы, организующие словесный ряд (тема и эмоция).

Приемы характеросложения (координация характеров слагает сюжет).

Сюжет и фабула драмы. Сюжет — схематическая драматическая тема; фабула — движение основных силовых линий сюжета.

Композиция (сюжетная, драматическая, диалогическая, сценическая)

Жанровые поэтики — технические приемы выполнения различных композиционных слоев.

Литературная и сценическая препарация текста. («Наличие двух типов текста пьес — литературного и сценического — с их различными стилистическими системами и с различными функциями технических приемов неизбежно связано с видоизменением соответственных приемов драматургического анализа»[177]).

Эти элементы и их последовательность, являются своеобразным планом анализа драматического произведения, задачей которого является — установление приемов драматической техники, определение функций этих приемов, характеристика координирующей их игры в данной жанровой системе.

Намеченные приемы драматического анализа Балухатыйдемонстрирует далее на опыте системного описания «того типа психолого-бытовой драмы, который был создан Чеховым в театральных условиях конца XIX века»[178]. Эти элементы исследуются в следующей форме:

Афиша- анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе);

Анализ основных диалоговых тем с их главными функциями;

Порядок (композиция) следования тем:

A — Лопахин

B — Раневская

С — Продажа имения

defghigk — (тема продажи имения, тема о жизни, о интеллигенции и т.д.)

Социальная психология. Социальная драматургия Ирвинга Гоффмана.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: