Детские психологические игры и ролевая идентичность

Не все игры можно назвать бесхитростными. Ребенок включает скрытые мотивы, когда репетирует психологические игры, которые будет играть в дальнейшей жизни. Например, один будущий Спаситель перевязывает своего непокладистого и недовольного трехлетнего пациента. Когда юный пациент окончательно заливается слезами, будущий Спаситель взмахивает в отчаянии руками: «Я только стараюсь облегчить твою боль, плакса». (Игра «Я Всего Лишь Пытаюсь Помочь Тебе».) Другой будущий Спаситель — девочка, которая, присматривая за своим маленьким братом, позволяла ему бродить, где попало. Когда брат испуганно кричал, после того как забирался на забор и падал с него, она поднимала его со словами: «Ты вечно ушибешься, когда меня нет рядом». (Игра «Что Бы Ты Делал Без Меня?».)

Будущий Преследователь может «случайно» оставить велосипед на школьном дворе, а затем поймать с поличным приятеля, крадущего его, и после этого угрожать ему: «Я видел тебя. С тобой все кончено. Ох, и попадет же теперь тебе!» (Игра «Попался, Сукин сын!».) Еще один тип будущего Преследователя — маленькая девочка, которая подначивает соседского мальчика, нежно обращаясь к нему: «Почему ты не приходишь сюда и не играешь со мной?» Когда же он приходит, она смотрит на него свысока и смеется: «Ой, ты такой грязный, моя мама не разрешит мне играть с тобой». (Игра «Насильник».)

Когда маленький Джонни, также упражняющийся в роли Преследователя, дразнит Джейн: «А мой папа

больше твоего», — он тем самым подготавливает почву для ссоры. Если Джейн отвечает ему. «Вот и нет. Не твой, а мой больше», то игра начинается. Их нападение и оборона продолжаются до тех пор, пока Джонни совсем не изведет Джейн и она не убежит от него, плача. (Игра «Скандал».)

Будущая Жертва, приглашенная на вечер, на который боится пойти, может отказаться от приглашения: «Я мог бы пойти, если бы не моя мама. Она никогда не позволяет мне развлечься». (Игра «Это Все Из-За Тебя».) Другой ребенок, репетирующий будущую роль Жертвы, жалуется своим друзьям: «Мне нельзя бегать наперегонки. Если я побегу слишком быстро, то у меня может заболеть живот, как у моего младшего брата». При помощи этого хода он использует воображаемую болезнь, чтобы избежать состязания. (Игра «Калека» — в конце концов, что можно требовать от человека с деревянной ногой!) Еще одна юная Жертва, видя, что печенье почти кончилось, раздает то, что осталось, всем своим друзьям, а затем жалуется: «Опять мне ничего не досталось». (Игра «Бедный Я».)

В дальнейшем игры будут исполняться еще усерднее, с использованием Взрослого для того, чтобы тщательно скрывать внутренние мотивы Ребенка.

Возрастная психология. Развитие идентичности по Эрику Эриксону.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: