Деконцентрация и релаксация.

Техника аутогенного погружения, разработанная И.Шульцем, использует в качестве базового приема мышечную релаксацию и расширение сосудов (также за счет релаксации сосудистой мускулатуры), субъективным коррелятом которых является ощущение тяжести и тепла. Есть, правда, и другие разновидности АТ, использующие метафоры алертного гипноза и направленные на быструю мобилизацию. Для них базовым прием приемом становится повышение мышечного тонуса, провоцируемого формированием образов легкости и прохлады в теле.

ДКВ не предполагает для начала процесса изменения состояния мышечную релаксацию. Однако релаксация может рассматриваться как один из приемов, провоцирующих дКВ. По крайней мере, переживание исчезновения или растворения тела может рассматриваться как редуцированная форма соматической дКВ, поскольку все дифференцированные соматические ощущения уравниваются в переживании “исчезновения”, переживании достаточно специфическом и отнюдь не сводящемся к иллюзии исчезновения тела или его фрагментов. Детальный анализ самоотчетов обычно показывает наличие фонового переживания, лишенного четких границ, размеров и т. д. Вместе с тем в АТ-погружении сохраняется возможность восприятия и целенаправленного формирования различных зрительных и слуховых образов, дифференцирующихся во времени (отсюда и развернутые сценарии прохождения различных ситуаций в АТ-2, использующие естественный процесс дифференциации образов от начальной неопределенности “растворения тела” до сложно организованных сцен).

Второй точкой соприкосновения АТ и дКВ является облегченный переход от визуальной и соматической дКВ к мышечной реалаксации и просоночному состоянию. Лица, ранее практиковавшие АТ, конечно, более предрасположены к такому переходу, чем те, кто не располагает таким опытом. По нашим наблюдениям, лица с опытом АТ как правило путают технику и последствия дКВ с АТ.

ДКВ, рассматриваемая как начальная фаза вхождения в релаксацию, обладает определенными терапевтическими преимуществами для пациентов с плохо развитым воображением или пугающихся новых необычных ощущений. Превентивная дКВ помогает преодолеть этот барьер страха или неразвитого воображения. Страх подавляется перегрузкой сферы внимания, не оставляющей резервов для сознательного выделения эмоциональных состояний. Возможность же распределить внимание по полю восприятий делает излишним формирование специальных визуальных или соматических образов.

И, наоборот, для тех, у кого возникают трудности с дКВ, но облегчен вход в состояние АТ-погружения, АТ может помочь ускорить обучение технике дКВ. В этом случае обучаемые входят в АТ-погружение, формируют воображаемое поле зрения и распределяют внимание по этой воображаемой картинке. Навык, сформированный в такой искусственной ситуации, переносится на условия нормального бодрствования. Эти феномены взаимного усиления последствий применения АТ и дКВ выдают их глубокую родственность.

Мы можем постулировать наличие некоего базового приема, дифференциацией которого является и дКВ и АТ. Он сводится к уравниванию стимулов — целенаправленно производимому в дКВ или возникающему как косвенный результат в АТ. В основе этих приемов лежит фундаментальная метафора русской физиологии — учение о фазах парабиоза. Уравнительная и парадоксальная фазы являются фундаментом описания и динамики АТ и динамики дКВ. ДКВ более абстрактна, чем АТ. С самого начала в дКВ речь идет не о фиксации определенных соматических или визуальных образов, а о работе со вниманием. АТ представляется более специализированной техникой. Она содержит в себе значительно меньше потенций для порождения столь большого множества различных психотехнических линий, чем дКВ. Можно даже сказать, что, это одна из многих техник, к которым можно подойти, начав движения от дКВ.

Activitylab: Упражнение для тренировки визуалной деконцентрации внимания. Сергей Брызгалин.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: