Деятельностью компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т.е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

Эмоциональный компонент, выражающий отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности.

Эмоционально-деятельностный компонент, формирующийся на основании инициативы и инициирующий собственно деятельность.

Деятельностью компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:

ценностное отношение;

• интерес;

• избирательная направленность;

• инициативность;

• свобода выбора;

• самостоятельность, автономность, творчество.

Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте?

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.

Первое. Принципиально важным для становления субьектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).

Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я» происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.

Второе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъекта, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Как может проявляться ребенок как субъект музыкальной деятельности?

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т.д.). Уже в раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты шумового оркестра, может скучать во время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр.

СЕКРЕТЫ группировки СВОБОДА СТАЛКЕР начало


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: