Даосская притча от чжуан-цзы

Болезнь или мудрость.

Дядя Дракона сказал Вэнь-Чжи:
— Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?
— Повинуюсь приказу, — ответил Вэнь-Чжи. — Но сначала расскажи о признаках твоей болезни.
— Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на богатство, как и на бедность; смотрю на человека, как и на свинью; смотрю на себя, как и на другого; живу в своём доме, будто на постоялом дворе; наблюдаю за своей общиной, будто за царствами Жун и Мань. Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием и выкупом, не изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, ни радостью. Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами. Что это за болезнь? Какое средство может от неё излечить?
Вэнь-Чжи велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.
— Ах! — воскликнул он. — Я вижу твоё сердце. Его место, целый цунь, пусто, почти как у мудреца! В твоём сердце открыты шесть отверстий, седьмое же закупорено. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью? Но этого моим ничтожным искусством не излечить!

Комментарий от Fadanir: Закупоренное седьмое отверстие – ничто иное как способность видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, из-за чего герой притчи не смог по достоинству оценить ценность своего мировосприятия. Эта очень тонкая даосская притча, говорит нам и о том, что истиные блага не для всех являются таковыми.

Так, например, если мы проведем мысленный эксперимент и дадим такую вот мудрость/болезнь обычному обывателю, то она не принесет ему счастья, а наоборот сведет с ума. Всякая мудрость ничего не значит сама по себе и не всем нужна, более того для большинства бесполезна.

Дыра в человеке.

И человек сел поодаль, погрузившись в уныние. И звери собрались вокруг него и молвили: «Не хотим видеть тебя в печали. Проси нас, о чём хочешь – и обретёшь это».

И сказал Человек: «Хочу, что бы у меня было острое зрение». Гриф ответил: «У тебя будет моё». Человек сказал: «Хочу быть сильным». Ягуар ответил: «Ты станешь сильным, как я».

Тогда Человек сказал: «Хочу познать все тайны Земли». Змей ответил: «Я покажу тебе их». И все звери согласились помочь ему. А когда Человек получил от них все дары… он ушёл.

И тогда Сова сказала другим животным: «Теперь Человек знает много и способен на многое. Мне вдруг стало страшно». Олень ответил: «У Человека есть всё, что ему нужно. Он не будет больше грустить».

Но ответила Сова: «Нет. Я увидела дыру внутри Человека. Глубокую как голод, который ему не утолить. Вот почему он грустит и так многого хочет. Он будет брать и брать… Пока однажды Мир не скажет ему: «Меня больше нет и мне нечего дать тебе».

Два волка.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вспомнить себя.

Ты помнишь многие вещи, — ты можешь стать Британской Энциклопедией; твой ум способен запомнить все библиотеки мира, — но это неправильное вспоминание. Есть лишь одно правильное вспоминание — в то мгновение, когда ты вспомнишь себя.

Даосские притчи


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: