Д. периодическая печать

В Западной Европе становление периодической печати началось в XVI в. В России и Беларуси – с XVIII в. Периодическая печать представляет собой не отдельный вид источников, а специфическую систему передачи и сохранения информации, где коммуникативная функция является определяющей. Именно с зарождением печати связано понятие «средства массовой информации» (к которым сейчас относим радио, телевидение и, возможно, Интернет). Именно в массовом характере собственно и состоит значимость данных средств, придающей им силу «четвертой власти». С появлением периодики любое явление, сказанное слово или характеристика кого-либо могли быть растиражированы на большой территории и в значительном количестве. Это существенно усложнило контроль со стороны власти над информацией и предопределило возникновение новых его форм.

Прежде всего, необходимо учесть цензуру. Она воздействовала не только путем административным, но и фискальным, ибо большая часть изданий распространялась по подписке и существовала сильная финансовая зависимость от розничной продажи. Со временем цензура оформляется в виде государственного института.

В Англии такой контроль возник в XVI в. при королеве Елизавете. Во Франции – в первой четверти XVII в., а в России такая цензура появилась в начале XIX в.

Сложность изучения периодической печати предопределяется не только наличием цензуры, но и многообразием форм изложения материала, выработанного на протяжении ее развития. Это не сумма, а комплекс источников самый разнообразный по жанру, происхождению и характеру информации: официальные сообщения, законодательные документы, публицистика, письма, газетные жанры (заметки, репортажи, интервью) и др. Во всем многообразии жанров собственно периодики исследователи условно выделяют три группы: материалы аналитические, информационные, художественно-публицистические.

Приведенная выше классификация требует также систематизации самих изданий. По периодичности издания подразделяют на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Некоторые издания (преимущественно научные) выходят раз в год. Если нас интересует динамика событий (особенно тех, что разворачивались быстро), мы привлекаем ежедневные (реже еженедельные) издания. Здесь больше материалов информационных, имеющих целью оперативно передать знания о событии, факте. Но в такой оперативности кроется причина тиражирования слухов, непроверенной, неточной информации. Заметка (констатация факта без оценки), репортаж, интервью (сиюминутное отношение к событию журналиста и собеседника) – это жанры информационной группы.

Для того чтобы определить оценку обществом тех или иных событий, их итоги более полезны издания еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Они содержат по преимуществу аналитические материалы, целью которых является не столько передача информации о событиях, сколько суждений по их поводу.

Издание с меньшей периодичностью подразделяют также по содержанию на научные, художественно-публицистические, отраслевые, сатирические и т. д. Научные издания информируют о развитии взглядов на те или другие процессы, явления в развитии общества, технические и другие проблемы. Художественно-публицистические жанры – очерк, памфлет, фельетон – дают оценку, сочетающую гражданскую и личную позицию, сочетают документализм с литературным вымыслом. Для изучения историографии вопроса издания художественно-публицистические, научно-популярные и научные всегда необходимо различать. Среди изданий такого рода преобладает такая форма периодики как журнал.

Очень важно при изучении периодического издания обратить внимание также на его территориальный охват, тираж, издателей. А также еще раз подчеркнет необходимость всестороннего изучения органа печати как целостного источника, как специфической системы.

История 8 класс (Урок№29 — Общественная мысль,публицистика,литература в России второй пол. XVIII в.)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: