Члены предложения. словосочетания

Первая часть этого заглавия традиционна для начальной школы, но второй части — словосочетания до сих пор в основных программах нет.

Между тем, если следовать теории Н.И.Жинкинао механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов. Сочетание слов — двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу — подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг:

Коля купил — предикативная группа;

купил что?- купил тетрадь;

тетрадь какую?- тетрадь общую;

тетрадь для чего?- тетрадь для записи;

для записи чего?- для записи названий;

названий чего?- названий книг;

книг каких? — прочитанных книг.

Теперь можно построить схему-модель «глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»:

Члены предложения. словосочетания

Таков путь к пониманию функции словосочетаний.

Вторая функция словосочетания — связь синтаксиса с морфологией: в построении словосочетаний используются морфологические формы склонений и спряжений частей речи.

Напомним также, что в системе лексической семантики словосочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняющего слова: дорога — шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога.

Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте «деятель — действие»: Коля и купил. В старых методиках рекомендовали в затруднительных случаях выделять сначала сказуемое-действие и лишь после этого — субъект действия.

Общепринятое определение подлежащего — «то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так, я предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что?. Именно тетрадь несет новое сообщение (вспомним актуальное членение предложения: тетрадь в данном случае — рема).

Наиболее частая и трудноисправимая ошибка учащихся — смешение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Уклониться от разбора подобных примеров (в данном случае подлежащее опущено) удается не всегда.

Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля — отличник, высок ростом, стал чемпионом.

В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием «второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать (Мальчик спрыгнул в яму — во что? куда?).

Практические работы:

параллельный анализ синтаксических и смысловых связей внутри предложения;

составление алгоритмов синтаксического анализа;

языковой синтез, т.е. составление предложений;

распространение нераспространенных предложений и переход к теоретическому осмыслению структуры связей внутри предложения методом моделирования, построения схематического изображения связей между членами предложения;

на высших ступенях — определение ступеней подчиненности.

Кстати, по глубине подчинительных цепей судят о развитии ума, об объеме оперативной речевой памяти.

Грамматическая основа предложения Главные члены предложения


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: