Чистое» учение о праве г. кельзена.

Кельзен – один из основателей нормативистской (позитивистской) школы права. Под чистой теорией права он понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. Он считал, что юридическая наука полностью должна отказаться от изучения права в его социально-экономической обусловленности, от политических, нравственных, исторических и иных «метаюридических» целей и оценок права, а изучать его в «чистом» виде, только собственно правовую форму. В ином случае, по утверждению Г. Кельзена, наука права теряет объективный характер и превращается в идеологию.

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Ганс Кельзен – один из создателей лозунга «деидеологизации науки». Для методологического обоснования «чистого» подхода к праву он опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науку «должного» и «сущего» как явлений, лежащих якобы в различных и несоприкасающихся плоскостях. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном – принцип вменения.

Кельзен определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Данное определение в его концепции используется для отличия права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку. Аргументируя свою позицию, Кельзен утверждал, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам. В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства.

Как ПОЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: