Часть vi. всестороннее и гармоническое 3 страница

коры, красные пуговицы на рубашке, золотой пояс из листьев…

Вот это мгновение, когда вспыхивает детская страсть творчества, наверное, и есть то основное звено, из которого рождаются детское увлечение, радость поиска и открытия. Умение вызвать эти радостные мгновения куда больше значит, чем десятки методик формирования отдельных навыков. Ибо голое форми-рование без одухотворенного детского счастья — ничто.

Следующая линия связана в нашем эксперименте с преобразованием окружающих обстоятельств, с изме-нением интерьера села, квартир, рабочих мест отцов и матерей.

Вернисаж на полевом стане… Выставка под назва-нием Рисуют наши дети. Около ста детских работ посвящено труду отцов и матерей.

Я наблюдал, как расправлялись морщины на лице у тракториста Ивана Давыдовича Педана, к которому вдруг обратился его товарищ: Посмотри, Иван, твой Сашка тебя нарисовал… И смотрит Иван Давыдович на свой синий трактор, подымающий зябь, на бескрай-ние просторы вспаханного поля, на подпись под картинкой, аккуратно выведенную сыном: Папа на работе, и лицо его смягчается улыбкой…

Мы составили с А.И. Шевченко план эксперимен-тальной работы, программы уроков рисования, сту-дии, музея, разработали тематику детских работ по рисованию, русскому и украинскому языку, истории, ТРУДУ. В перспективе эти занятия объединяют учите-лей-предметников, ибо осуществление комплексных программ (живопись, литература, история, труд) приведет к тому, что элементы эстетического видения станут частью мировоззрения, одним, из действенных способов утверждения в детях духовных ценностей, формой приобщения к труду.

Вот пришла к Александру Ивановичу пятиклас-сница Галя Заборская, принесла свой лучший рисунок 1 сочинение. Галя месяц проработала в колхозе и поэтому нарисовала своего бригадира тетю Лену. Тетя Лена в ярком голубом с красными цветами платочке стоит на колхозном току среди только что обмоло-ченного хлеба. Колхозный амбар полыхает оранжевой крышей, синяя машина уходит в степь, и сама Галя в красном сарафане. Нежное, трогательное чувство к своему бригадиру девочка выразила и в сочинении. Тетя Лена,— пишет она,— работает у нас брига-диром. (Заметьте это уверенное — у нас.) Она очень хорошая, ласковая. Тетя Лена выбрала меня учет-чиком. Я очень старалась, чтобы не подвести нашу хорошую тетю Лену. Ей 40 лет. Ее все уважают. Работает она хорошо. На лицо она красивая. Видно, что умная. Тетя Лена лучше всех!

И то, что самодеятельное искусство детей вошло в трудовые будни крестьян, стало привычным для глаза, для сознания, является результатом многолетней кропотливой работы, пронизанной большой идеей подлинно гражданского и патриотического воспитания средствами труда и искусства. Не случайно пред-седатель колхоза Константин Харитонович Лысак на протяжении многих лет следит за уроками А.И.Шевченко, за развитием студии; приходя к ребятам, он всегда поинтересуется: Может, еще что-нибудь надо: краски, холсты, машину для выставки в соседнем селе?

Вся эта работа помогла по-иному осознать многие теоретические положения педагогики, в частности понятие коллектив. Вот за одним столом сидят и первоклассники, и старшие ребята, и учителя, и пожилые колхозники. У них общие интересы, общие дела. Шофер скорой помощи Николай Карпенко написал картину В кузнице, и она очень понра-вилась детям. А каждый новый пейзаж колхозного художника Николая Жижченко, который ведет с ребя-тами кружок рисования,— прямо-таки событие для всех. По вечерам ребята вместе со взрослыми много говорят об искусстве. На столе репродукции Серова, Врубеля, Ван-Гога, Ренуара. Так духовные ценности объединяют взрослых и детей.

Гармонический оборот I-VI-II-V | Гитарные уроки | SKIFMUSIC.RU


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: