Автоматизация звука [с] в слогах

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз
душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в слогах.

• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт,
синего цвета! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю!
Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для
язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет
упражнения, символы к которым показывает логопед: «За
бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим
нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок
отдыхает» ).

3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)
Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему про
читать (рис. 1).

Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки вете-

рок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори ее еще раз.

4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.)

Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

Ребенок. С-с-с.

5. Логопед. Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-
то половинки. Давай попробуем из них составить целые кар
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:
бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь
соберем следующую картинку:

о — са.

ли — са

ве — сы коле — со ко — са ча — сы

Логопед выкладывает половинку картинки (рис. 2) и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.

Тренируюсь говорить. Автоматизация звуков В, В’ в слогах и словах.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: