Анализ социокультурных процессов в кубанском казачьем войске на 1913 г. и ранее.

При исследовании казачества возникает вопрос, чем считать казачество: неким сословным образованием, культурной общностью, этническим образованием – субэтносом, либо – этносом, народом.

Общепризнанным в советской науке считался подход к изучению казачества в первую очередь как сословия, состоящего из представителей различных народов — в Кубанском Казачьем Войске выделялись несколько этнических групп: украинская (черноморская), южнорусская (из переселенцев-казаков с Дона и Хопра) и великорусская (жители линейных станиц, переселенные из Центральной России), а также горцы, приписанные к казачьему сословию. Учеными, разделяющими данную парадигму, допускалось наличие отдельных специфичных именно для казачества культурных особенностей. В ней не учитывался целый ряд исторических фактов и свидетельств современников и даже государственных документов. Тем не менее, такой подход имеет распространение не только в России и СССР, но и на Украине. Доводы в пользу данного подхода приводились различные: беглохолопская теория происхождения; правовой статус казачества в Российской Империи в нач. 20-го века (служивое сословие); отсутствие собственного языка, компактной территории расселения (что верно лишь отчасти). Однако, даже если верна теория происхождения казаков из жителей Центральной России, то за 200 лет в тех условиях все равно должен был сложиться новый этнос (пример – этногенез американского, канадского, бурского народов, сформировавшихся менее, чем за 150 лет).

В начале 20-го века была сформулирована другая версия, базирующаяся на ранних исследованиях казачества. Эта версия гласит: 1) казаки – отдельный народ со своей уникальной культурой, имеющие сложную социальную структуру (субэтносы, классовая структура); 2) они возникли в результате смешения местного степного населения с мигрантами из Центральной России, Польши, Литвы и других соседних регионов. Эта версия особенно распространена в эмигрансткой среде, также она находит все большую поддержку в современной России.

Разумно учитывать обе парадигмы и рассматривать казачество, как общность, состоящую из трех частей (схема 1): 1) этнические казаки – родовые казаки, либо ассимилированные представители других народов (считалось, что ассимиляция происходит за три поколения, первые два считались «приписными» казаками), принадлежащие к казачьему сословию; 2) этнические казаки, не принадлежащие к казачьему сословию (на территории Кубанского Края таких было мало), значительное число таких казаков проживает сейчас на Восточной Украине и обособляет себя от украинской нации, самоопределяясь либо как русские, либо как казаки; 3) великоросы (русские) и представители других народов, приписанных к казачьему сословию, сохранявшие свою этничность.

Схема 1.

Этнос
Сословие

Анализ социокультурных процессов в кубанском казачьем войске на 1913 г. и ранее. Анализ социокультурных процессов в кубанском казачьем войске на 1913 г. и ранее.

КУБАНСКИЕ КАЗАКИ


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: