Анализ музыкальных произведений

Интересной задачей алгоритмического изучения является выяснение закономерностей музыки одного стиля и выяснение различий между музыкой разных стилей. Можно, например, произвести всесторонний статистический анализ произведений двух стилей, а потом сделать матрицу перехода частотных характеристик соответственных элементов. Таким образом, можно определить корреляцию между разными стилями. Можно будет судить, насколько стили похожи или насколько отличаются друг от друга и чем.

В. Фуксом (Технологический институт ФРГ) было проведено статистическое исследование, охватывающее музыку с 1500 до 1960г. Вся музыка была разделена на стили, и для каждого стиля было вычислено значение дисперсии плотности распределения высоты звуков (чем выше дисперсия, тем чаще после одних и тех же мелодических сочетаний играются разные ноты). Исследование выявило, что чем старше стиль, тем больше дисперсия плотности распределения. Это значит, что в более старые времена в музыке было больше повторяющихся и принятых сочетаний звуков, а в XX в. закономерности ослаблены. Стоит учитывать, что исследованиям подвергалась академическая музыка, а не популярная, так как в популярной музыке всегда очень много повторяющихся и одинаковых элементов, и в целом она устроена намного проще. А академическая музыка со временем только усложняется в строении, и, начиная с Венских классиков, чем моложе академическая музыка, тем сложнее она устроена (что и доказало приведённое статистическое исследование). Хотя, начиная с середины двадцатого века, появились нарочито простые направления академической музыки (минимализм), авторы исследования их не рассматривали.

Что даёт сравнительный статистический анализ стилей и направлений музыки? Он помогает понять общие тенденции развития. Таким образом, когда человек сможет алгоритмически обосновать эти закономерности, машина сможет предсказать дальнейшие музыкальные течения и стили. Сейчас, в начале XXI века, развитие музыки зашло в тупик. Многие музыкальные критики говорят, что в последнее время в музыке не появляется ничего нового, а только лишь обыгрывается старое в разных комбинациях. В общем-то, такова и была идея течения середины-конца XX в. – постмодернизма (написание нового с цитированием уже существующего), и она была нова, но к XXI веку она себя уже исчерпала. Существует надежда, что интеллектуальные системы, генерирующие музыку, смогут проанализировать вектор развития музыкальных стилей и по индукции написать что-то совершенно новое, и тогда действительно случится прорыв в музыке.

1 урок: \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: